Перейти к основному содержанию

Статья 60 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 60 Конституции РФ гласит:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Комментарий к Ст. 60 КРФ

Субъектами комментируемой статьи являются только граждане России.

Понятие "самостоятельно" есть выражение автономности гражданина, что предполагает правовую возможность для гражданина вступать в правоотношения независимо от других людей, действовать в соответствии со своей внутренней волей, но в пределах, установленных законом.

Самостоятельное осуществление прав независимо от других лиц может рассматриваться как абсолютно свободное проявление воли управомоченного субъекта. Любое предоставляемое государством право может иметь ограничения, связанные с возможностью злоупотребления им или установленные в целях защиты публичных интересов (см. комм. к ст. 55). Поэтому в самостоятельном осуществлении прав воля автономного субъекта всегда ограничена законом.

Напротив, самостоятельность в исполнении обязанностей предполагает связанность воли гражданина границами данной обязанности. За пределами обязанностей, установленных законом, воля гражданина свободна, но в их пределах она заменена волей законодателя. Здесь о самостоятельности можно говорить в ином смысле: исполняют обязанность не другие лица, а непосредственно обязанный гражданин. Это не относится к добровольно принятым обязанностям, поскольку само их принятие есть один из проявлений свободной воли.

Осуществлять свои права и обязанности можно многими способами: путем действия и бездействия, включающими в себя возможность иметь, приобретать, изменять или прекращать права; исполнять обязанности, претерпевать ограничения и лишения, связанные с исполнением обязанности или несением ответственности.

Понятие "самостоятельно осуществлять" предусматривает юридически значимое действие или бездействие самого гражданина, а для гражданских правоотношений - и его представителя. Не должно складываться впечатление, что данное понятие можно отождествить с гражданской дееспособностью. Гражданская дееспособность связана со способностью гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ч. 1 ст. 21 ГК).

В комментируемой статье говорится о более широком явлении, нежели гражданская дееспособность, которая выступает лишь как частный случай общей способности гражданина самостоятельно осуществлять гарантированные государством права и налагаемые им обязанности. И совпадение установленного Конституцией 18-летнего возраста с возрастом возникновения полной гражданской дееспособности не означает, что это одно и то же.

Способность быть кем-то (судьей) или нести за что-то ответственность (уголовную, административную), не участвовать в чем-то (осужденные к лишению свободы не участвуют в выборах) связана не с дееспособностью, а только с приобретением конкретного статуса: судьи, избирателя, правонарушителя, осужденного, собственника, потерпевшего, служащего и т.д. Способность иметь конкретный статус и самостоятельно осуществлять вытекающие из статуса права и обязанности и составляет предмет регулирования комментируемой статьи.

Только граждане Российской Федерации обладают в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией и законами. Поэтому объем прав и обязанностей для лиц, не являющихся гражданами России, может быть иным как по определенному количеству этих прав и обязанностей (например, иностранцы не несут воинской обязанности), так и по качественной их стороне (судьями Конституционного Суда не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства).

Полный объем прав и обязанностей, о котором говорит комментируемая статья, следует понимать и в том смысле, что они не могут быть произвольно ограничены, приостановлены, а в некоторых случаях отменены (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 55 Конституции).

Комментируемая статья говорит о "своих" правах и обязанностях. Это означает, что речь идет не только о конституционных правах и обязанностях, одинаковых для всех, но и о правах и обязанностях, принадлежащих только данному гражданину в качестве его субъективных прав (обязанностей). Право на жилище станет субъективным правом только тогда, когда конкретный гражданин будет участником конкретных жилищных правоотношений - собственником, нанимателем; обязанность платить налоги и сборы в контексте комментируемой статьи для конкретного субъекта налогового правоотношения наступит только тогда, когда он приобретает статус налогоплательщика.

Установлением 18-летнего возраста для осуществления прав и обязанностей в полном объеме не исключены возможности законодателя устанавливать иные возрастные границы для некоторых конкретных прав и обязанностей.

Правовая возможность обрести статус Президента допускается для 35-летних граждан (ст. 81 Конституции); стать судьей можно, лишь достигнув возраста 25 лет (ст. 119 Конституции); к ответственности за умышленное убийство и некоторые другие преступления возможно привлечение начиная с 14-летнего возраста (ст. 20 УК); брачный возраст может быть снижен до 16 лет и менее (ст. 13 СК РФ); в трудовых правовых отношениях могут участвовать 15-летние (ст. 63 ТК РФ). Есть и другие законодательные решения, в соответствии с которыми необходимый для обретения того или иного правового статуса возраст может быть увеличен или уменьшен по сравнению с возрастом совершеннолетия. Это, конечно, не свидетельствует о законодательном изменении планки совершеннолетия.

Многообразие жизни заставляет законодателя определять возраст зрелости воли субъектов конкретных правоотношений по-разному. Это означает, что для приобретения конкретных статусов устанавливается различный объем нужных юридических фактов, в число которых наряду с другими включается и возраст. Определение планок возраста, которого нужно достичь для возможности обретения того или иного статуса, - прерогатива законодателя.