Перейти к основному содержанию

Статья 88 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 88 Конституции РФ гласит:

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Комментарий к Ст. 88 КРФ

Чрезвычайное положение вводится Президентом лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Основания и порядок введения чрезвычайного положения закреплены в ФКЗ законе от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; с изм.). Закон содержит общие положения, связанные с определением этого режима, его целей, устанавливает меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, указывает на органы особого управления, силы и средства обеспечения режима, предусматривает гарантии прав граждан и меры ответственности в условиях чрезвычайного положения (см. комм. к ст. 56).

В Законе детально изложены полномочия Президента по объявлению и поддержанию режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится указом Президента на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит утверждению Советом Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 102 Конституции). Совет Федерации вправе не согласиться с внесенным указом. Так, не был утвержден Указ Президента от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики" (Постановление Совета Федерации от 7 февраля 1995 г.//СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 611), который впоследствии был признан Президентом утратившим силу (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 655).

Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения и незамедлительно опубликован.

Глава государства правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, вводить особое управление, устанавливать ограничения на свободу передвижения, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа. В течение всего периода чрезвычайного положения на соответствующей территории не проводятся выборы и референдумы.

Конституция предусматривает гарантии сохранения функционирования в период чрезвычайного положения нижней палаты парламента: Государственная Дума не может быть распущена Президентом (ч. 5 ст. 109). Совет Федерации также продолжает работу в течение всего периода чрезвычайного положения.

Режим чрезвычайного положения прекращается по истечении срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации указом Президента, если не достигнуты цели его введения. Президент также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.

Конституционный Суд в Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424) затронул вопрос об обстоятельствах, связанных с невозможностью введения чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики, указав, что действовавший в то время Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" по своему содержанию не был рассчитан на экстраординарные ситуации, подобные той, которая сложилась в Чеченской Республике, где федеральным властям противостояли силы, опирающиеся на оснащенные новейшей военной техникой незаконно созданные регулярные вооруженные формирования.