Последняя редакция Статьи 58 Конституции РФ гласит:
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Комментарий к Ст. 58 КРФ
Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства. Это новое нравственное требование есть хорошо забытое старое: насадив райский сад, Господь заповедал Адаму возделывать и хранить его (Быт. 2:15).
Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин "сохранять" предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет на первый взгляд только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция - нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.
Сохранять природу и окружающую среду в контексте данной статьи означает по меньшей мере не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действия или бездействия.
Понятие "окружающая среда" представляет собой понятие природы, взятое применительно к конкретному субъекту - человечеству, отдельному человеку.
Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, оказывает влияние на планетарную природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин и рытье каналов, запуск ракет и т.д., являясь на первый взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление "озоновых дыр" в атмосфере, загрязнение территорий радиоактивными отходами и выбросами АЭС, гибель части животного мира, а в итоге - уничтожение человечества суть наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью природы, и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.
Важно отметить, что правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды (см. комм. к ст. 42).
Действующее законодательство об охране природы можно условно разделить на три группы.
Первая группа включает, например, ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (СЗ РФ. 2002. N 2. ст. 133), относящий к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности земли, недра-почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4).
ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1024) определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Статья 2 Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки; государственные природные заказники, памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
ФЗ от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4694) включает в континентальный шельф морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница подводной окраины материка простирается, как правило, на 200 морских миль (ст. 1).
Вторую группу составляют многочисленные нормативные акты, регулирующие охрану отдельных природных объектов, не привязанных к конкретным территориям. ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1462) определяет животный мир России как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Охраной животного мира признается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1).
Водный кодекс от 3 июня 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 23. ст. 2381) исходит из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст. 3).
Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (ст. 68).
Лесной кодекс от 4 декабря 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5278) указывает на то, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов, за исключениями, установленными Кодексом (ст. 11). За нарушение лесного законодательства также установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность (ст. 99).
ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2222) выделил атмосферный воздух в качестве одного из основных жизненно важных элементов окружающей среды.
Закон запрещает внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. Производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха (ст. 32).
Законодательство об охране природы представлено также нормативными актами и отдельными нормами в комплексных законах, регулирующих деятельность граждан и организаций по использованию различных природных объектов или конкретных территорий.
ФЗ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (СЗ РФ. 1995. N 10. ст. 823) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств.
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей среды (ст. 8). Нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей среды, в том числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, влекут административную, уголовную или имущественную ответственность.
ФЗ от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель" (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 142) устанавливает права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих охрану мелиорированных земель. Статья 32 Закона предусматривает, что осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей природной среды. За нарушение законодательства в области мелиорации земель наступает административная и иная ответственность (ст. 39).
ФЗ от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ. 1995. N 9, ст. 713) предусматривает, в частности, что технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей и т.п. должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (п. 3 ст. 11).
Рассматривая вопрос о конституционности ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Конституционный Суд указал, что содержащиеся в данной статье положения, как устанавливающие запрет на проживание на соответствующих территориях и тем самым направленные на сохранение уникальных природных объектов и территорий - народного достояния, имеющего повышенную публичную значимость в силу исключительности и невосполнимости, с учетом конституционно-значимой ценности здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения и охраняемого государством, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы (Определение Конституционного Суда от 16 февраля 2006 г. N 49-О).
ФЗ от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции" (СЗ РФ. 1996. N 1. ст. 18) предусматривает, что деятельность инвесторов должна включать меры, "направленные на предотвращение вредного влияния: работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния" (п. 2 ст. 7).
ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4556) имеет особую направленность на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и на обеспечение экологической безопасности. Исходя из принципа потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, Закон предусматривает обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта (ст. 3). Перечень таких объектов федерального уровня установлен в ст. 11. Виды и субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе указаны в ст. 30. Ответственность - административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая - определяется по правилам соответствующего законодательства. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
ФЗ от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4552) также направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Законом регулируются отношения, связанные с эксплуатацией ядерных объектов, транспортировкой, хранением и переработкой ядерных материалов, их захоронением (ст. 44-48). Предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 53-60).
Термин "природные богатства" можно применять в отношении каждого из объектов природы, связанного с разумной и волевой деятельностью человека. Природа сама по себе богатство. Однако в контексте статьи имеются в виду богатства недр, флоры, фауны и других природных объектов, которые используют люди для удовлетворения своих потребностей.