Последняя редакция Статьи 134 Конституции РФ гласит:
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Комментарий к Ст. 134 КРФ
Вопросы о конституционных поправках и пересмотре Конституции, которым посвящена ее гл. 9 (ст. 134-137), как и в большинстве демократических правовых государств с более или менее жесткой конституцией, относятся к компетенции учредительной власти, наделенной особыми полномочиями для внесения поправок в конституцию и для ее пересмотра, т.е. для принятия новой конституции. Демократическая учредительная власть в РФ осуществляется либо высшими органами законодательной власти, но в особом порядке, либо также в расширенном составе, с участием региональных органов законодательной власти и т.п., а на заключительном этапе таких процедур - специально избранными с данной целью учредительными органами (конституционными собраниями) либо даже всенародными голосованиями (референдумами).
Потребность в конституционных изменениях (реформах) может возникать в связи со всесторонним развитием общества, из борьбы за то или иное решение актуальных проблем жизни народа, из стремления восполнять пробелы, исправлять недостатки текста Конституции, повышать эффективность конституционного регулирования, обеспечивать все более строгое соблюдение ее положений о правах и свободах граждан, обязанностях государства, его органов публичной власти, их должностных лиц и т.д.
Особый порядок осуществления конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ необходим, так как она, в отличие от иных законов и правовых актов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие, применятся на всей территории России, ей не должны противоречить законы и иные правовые акты в РФ, а соблюдать ее обязаны органы публичной власти, должностные лица, граждане и их объединения (см. комм. к ч. 1 и 2 ст. 15).
Вместе с тем очень важно обеспечивать стабильность Конституции РФ, используя для этого все предусмотренные ею возможности (толкование Конституции Конституционным Судом, издание федеральных конституционных законов и т.д.), даже внося в нее необходимые изменения. Именно поэтому Конституция устанавливает ряд гарантий своей стабильности. Одной из них является предусмотренный главой 9 довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.
Прежде всего это выражает статья 134, определяющая первый этап рассматриваемого процесса. Она устанавливает по сравнению с правом законодательной инициативы (см. комм. к ч. 1 ст. 104) более узкий по составу и закрытый перечень субъектов права конституционной (учредительной) инициативы, т.е. права вносить предложения, подлежащие обязательному рассмотрению компетентными органами в установленной процедуре. Согласно закрытому перечню субъектов этого права, оно принадлежит только: Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также группам численностью не менее одной пятой полного законного состава каждой из палат Федерального Собрания.
В их числе нет судов РФ, членов палат Федерального Собрания. Не имеет этого права исполняющий обязанности Президента РФ (ст. 92). Не предусмотрена и существующая в ряде стран народная инициатива, поддерживаемая десятками или сотнями тысяч граждан. Предложения о конституционных изменениях, исходящие извне круга субъектов данного права, могут быть отклонены без рассмотрения по существу и без прохождения последующих этапов этой процедуры.
Некоторые особенности круга субъектов права конституционной инициативы, по-видимому, отражают своеобразие переживаемого этапа развития страны, стремление укрепить единство России, обеспечить соблюдение государством его обязанностей, защиту прав человека и гражданина, обеспечить оптимальное вертикальное соотношение тенденций централизации и децентрализации властных полномочий и т.п., в частности по сравнению с конституциями других стран.
Так, Президент РФ, как и главы некоторых других государств (например, Франции), имеет право конституционной инициативы в отличие от глав других государств, которые (президенты США, Италии, король Испании и др.) такого права не имеют. С другой стороны, признание народа осуществляющим свою власть не только через его представителей, через органы публичной власти, но и непосредственно (через референдум и свободные выборы) не исключает возможности допущения Конституцией, законом народной конституционной инициативы.
Статья 134 вовсе не означает полного лишения граждан возможности выдвигать, обсуждать и представлять свои предложения субъектам права конституционной инициативы для официального внесения ими в качестве их собственных предложений. Граждане РФ могут выдвигать свои предложения о конституционных изменениях через своих представителей (парламентариев), через свои общественные объединения, митинги, демонстрации, свободные СМИ, индивидуальные или коллективные обращения к органам публичной власти (см. комм. к ст. 3, 30-33 и др.).
Конституция устанавливает не единый по степени жесткости или гибкости порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, а три различных порядка в зависимости от сравнительной юридической силы пересматриваемых, поправляемых, изменяемых и включаемых при этом в текст Конституции новых положений (см. комм. к ст. 135-137).