Перейти к основному содержанию

Статья 100 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 100 Конституции РФ гласит:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Ст. 100 КРФ

1. Положение о раздельном проведении заседаний палатами Федерального Собрания было включено в Конституцию, чтобы преодолеть существовавшую в советские времена традицию преимущественно совместных заседаний палат Верховного Совета СССР и позднее также РСФСР (первоначально Верховный Совет РСФСР был однопалатным). Поскольку каждая из палат предназначена для представительства различных интересов (преимущественно социально-политических - Государственная Дума и преимущественно региональных - Совет Федерации), целесообразно, чтобы проекты решений Федерального Собрания оценивались каждой палатой самостоятельно, без влияния другой палаты. Для лучшего осуществления указанного в комментируемой части принципа палаты занимают даже разные здания. Это не исключает проведения совместных заседаний в случаях, установленных Конституцией РФ (см. комм. к ч. 3 данной статьи).

2. Предусмотренная в Конституции РФ открытость заседаний палат Федерального Собрания должна была стать одним из проявлений демократичности российского парламента. По идее, граждане должны иметь возможность лично наблюдать за работой своих избранников, когда они обсуждают государственные дела и принимают законодательные и иные важные государственные решения. Однако помещения, в которых работают палаты, не снабжены галереями для публики, какие имеются в ряде зарубежных парламентов (например, в Конгрессе США). В начале демократических преобразований в России заседания законодательного органа транслировались по телевидению, однако затем эта практика прекратилась (возможно, потому, что поведение законодателей являло собой отнюдь не привлекательное зрелище, но ведь известно, что на зеркало пенять не стоит). Сегодня гражданину, интересующемуся деятельностью парламентариев, приходится довольствоваться тем, о чем сочтут нужным сообщить СМИ. Соответственно толкование принципа открытых заседаний, даваемое самими палатами в их регламентах, носит весьма ограничительный характер, конституционность которого не бесспорна.

Порядок проведения открытых и закрытых заседаний палат Федерального Собрания урегулирован в их регламентах.

2.1. Так, в ст. 38 Регламента Совета Федерации от 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп.) сказано, что заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются СМИ. Однако Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. Такое решение принимается большинством голосов числа членов Совета Федерации, участвовавших в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут.

В открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ, Председатель и члены Правительства РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, полномочные представители в Совете Федерации: Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы. Присутствовать на открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе депутаты Государственной Думы, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, аудиторы Счетной палаты, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также члены Общественной палаты РФ, уполномоченные ее советом, при соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации. Вот так понимается Советом Федерации открытость его заседаний.

На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи.

На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Присутствовать на закрытом заседании Совета Федерации могут работники Аппарата Совета Федерации в соответствии со списком, утверждаемым Председателем Совета Федерации. Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Порядок обеспечения проведения открытых и закрытых заседаний Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации.

Согласно ст. 39 Регламента, лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в его заседании, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в рамках установленных Регламентом нормативов времени. По решению Совета Федерации этим лицам может быть предоставлено слово для выступления.

На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма (ст. 40 Регламента). Протокол заседания подписывается председательствующим на заседании. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в "Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и "Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", причем член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

2.2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) содержит по рассматриваемому вопросу в ст. 37-39 ряд норм, аналогичных нормам Регламента Совета Федерации или сходных с ними.

Так, установлено, что заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Государственной Думы или депутатским объединением, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов числа депутатов Государственной Думы, участвовавших в голосовании. Закрытое заседание назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени его проведения. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе такого заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну и обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.

Председательствующий на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Стенограмма закрытого заседания Государственной Думы, а также документы, имеющие отношение к рассматриваемым на указанном заседании вопросам, учетные данные электронной системы о регистрации депутатов Государственной Думы и результаты их голосования, в том числе поименного, хранятся в структурном подразделении по защите государственной тайны Аппарата Государственной Думы в режиме секретного документа. Ознакомление депутатов Государственной Думы со стенограммой закрытого заседания Государственной Думы и с приобщенными к ней материалами производится в указанном подразделении Аппарата под расписку. Порядок организационно-технического обеспечения закрытых заседаний Государственной Думы, закрытых парламентских слушаний, закрытых заседаний комитетов и комиссий Государственной Думы устанавливается положением, утверждаемым распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Президент РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель и члены Правительства РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Члены Общественной палаты, уполномоченные ее советом, могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров) и их заместители могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы, а на закрытых заседаниях палаты только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или - по его поручению - одного из его заместителей. Такие специальные пропуска требуются для присутствия на закрытых заседаниях палаты также других лиц.

Государственная Дума по предложению депутатов Государственной Думы, депутатских объединений, комитетов и комиссий Государственной Думы вправе пригласить на свое заседание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства РФ, его заместителя, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя ЦИК РФ, иных должностных лиц. В постановлении о приглашении Государственная Дума указывает дату заседания и время, на которое приглашается должностное лицо, а также определяет содержание рассматриваемого вопроса. Принятое Государственной Думой постановление по этому вопросу, а также приглашение Председателя Государственной Думы направляются приглашенному должностному лицу не позднее чем за пять дней до заседания Государственной Думы, на которое приглашено должностное лицо. Процедура рассмотрения вопроса с участием указанных должностных лиц вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы по поручению ее Совета и принимается на заседании палаты. Как правило, процедурой предусматриваются заслушивание приглашенного должностного лица и его ответы на вопросы депутатов. Допускаются выступления представителей депутатских объединений и представителя профильного комитета.

На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы, за исключением стенограмм закрытых заседаний, подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. В отличие от Регламента Совета Федерации Регламент Государственной Думы не указывает, где публикуются стенограммы.

2.3. Открытость, а строго говоря, гласность работы палат Федерального Собрания в определенной мере обеспечивается СМИ, прежде всего государственными.

13 января 1995 г. Президент РФ подписал ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170; с изм. и доп.). Согласно ст. 4 этого ФЗ, пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио- и видеозапись, в частности, всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Для таких записей устанавливается бессрочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся в соответствии с требованиями законодательства РФ. Журналисты СМИ имеют право знакомиться с записями и снимать копии с них, кроме записей закрытых мероприятий. ФЗ не ограничивает право аккредитованных журналистов производить собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и иных открытых официальных мероприятиях.

Как указано в ст. 5 этого ФЗ, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ обязаны обеспечивать распространение в числе прочих следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий, к числу которых, в частности, относятся:

- обращения и заявления Совета Федерации и Государственной Думы, трансляция которых предусмотрена этими органами;

- открытие первого заседания Совета Федерации;

- открытие первого заседания Государственной Думы.

Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения о решениях и действиях:

- Совета Федерации в случаях рассмотрения им вопросов об отрешении от должности Президента РФ, об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, об утверждении указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами территории России, о назначении выборов Президента РФ;

- Государственной Думы в случаях рассмотрения ею вопросов о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, о доверии Правительству РФ, об объявлении амнистии, о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Кроме того, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения:

- о решениях и действиях Совета Федерации, когда он производит назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, голосование федерального закона и участвует в создании согласительной комиссии для преодоления разногласий с Государственной Думой;

- о решениях и действиях Государственной Думы, когда она производит назначения на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, принимает федеральные законы и повторно голосует федеральные законы, отклоненные Советом Федерации;

- о заявлениях и об обращениях Совета Федерации и Государственной Думы;

- о выступлениях Председателя Правительства РФ на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы;

- о пресс-конференциях Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы;

- об иных общественно значимых фактах деятельности Федерального Собрания и его палат.

Наконец, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны обеспечивать оперативное информирование телезрителей и радиослушателей, в частности, об официальных визитах за рубеж делегаций Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 6 ФЗ).

Согласно ст. 7 ФЗ, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и практике российского и зарубежного парламентаризма. Порядок вещания разрабатывается руководством редакций соответствующих СМИ по представлению пресс-служб обеих палат. Прием этих программ телезрителями и радиослушателями подлежит обеспечению государственными федеральными аудиовизуальными СМИ на территориях всех субъектов Федерации.

В ст. 8 ФЗ требует, чтобы в информационных программах государственных аудиовизуальных СМИ сообщения о заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, как правило, передавались отдельным блоком и сопровождались видеорядом данного заседания, если видеосюжет технически подготовлен к передаче в эфир.

Согласно ст. 9-12 ФЗ, государственные региональные СМИ должны по просьбе представляющего соответствующий субъект Федерации члена Совета Федерации либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу.

Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе.

ФЗ обязывает государственные аудиовизуальные СМИ при формировании программной политики предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей, в частности, о позиции депутатских объединений в Государственной Думе, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Обеспечению открытости (точнее, гласности) заседаний палат Федерального Собрания служат и приводимые ниже некоторые положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; с изм. и доп.), в частности нормы ст. 47 о правах журналиста.

3. Совместные заседания палат Федерального Собрания могут иметь место только в трех указанных в Конституции случаях: а) при заслушивании посланий Президента РФ; б) при заслушивании посланий Конституционного Суда РФ; в) при заслушивании выступлений руководителей иностранных государств.

В отношении посланий обоих федеральных органов государственной власти нормативных предписаний немного. Тематика посланий Президента определена пунктом "е" ст. 84 Конституции, который также предусмотрел, что послания являются ежегодными, а в отношении посланий Конституционного Суда в п. 4 ч. 2 ст. 21 ФКЗ от 12 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; с изм. и доп.) установлено, что они принимаются только на пленарных заседаниях Суда. Периодичность посланий Конституционного Суда не установлена. Возможно, поэтому они и не практикуются, хотя оснований к тому немало.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. На этих заседаниях никакие обсуждения не проводятся, вопросы не задаются и решения не принимаются. Однако в последующем на раздельных заседаниях палат такие обсуждения возможны. Например, регламенты обеих палат предусматривают, что послания и обращения Президента рассматриваются на заседаниях палат в первую очередь.

Очевидно, что инициатива выступления с посланием Федеральному Собранию принадлежит управомоченному Конституцией автору послания.

Порядок организации выступлений перед Федеральным Собранием руководителей иностранных государств также не урегулирован. Очевидно, что вопрос этот решается по согласованию по крайней мере с председателями обеих палат. Это косвенным путем выводится из регулирования, содержащегося в регламентах палат. Так, в соответствии со ст. 203 Регламента Государственной Думы руководителям парламентов, главам государств и правительств, руководителям парламентских делегаций других государств по их желанию может быть предоставлена возможность выступить на заседании Государственной Думы. Совет Государственной Думы по письменному представлению принимающего парламентскую делегацию ее комитета или депутатского объединения вносит в порядок работы Государственной Думы предложение о таком выступлении. В предложении должны быть указаны день, время, продолжительность выступления. Как правило, такие предложения рассматриваются на заседании Совета Государственной Думы не позднее чем за два дня до предполагаемой даты выступления. Согласно ч. 3 ст. 205 Регламента Совета Федерации, руководителям парламентов иностранных государств, руководителям иностранных государств, посещающим Совет Федерации, по их желанию может быть предоставлена возможность выступить на заседании Совета Федерации. По предложению Председателя Совета Федерации, а также Комитета Совета Федерации по международным делам или Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Совет палаты включает этот вопрос в проект повестки дня заседания.